Бронепоезд «Московский Метрополитен» в 1943 году был построен на деньги,
собранные работниками метрополитена. Был это типовой для своего времени
бронепоезд (типа «БП-43»): бронированный паровоз (типа «Ов») с
командным пунктом на тендере, окруженный четырьмя бронеплощадками –
двумя зенитными и двумя артиллеристскими с башнями от танков Т-34 и
пулеметами для кругового обстрела. Были и платформы прикрытия с
аварийным комплектом конструкций пути. Все это делало бронепоезд мощным и
грозным орудием. На многолюдном митинге в депо «Северное» 21 марта строители дали экипажу
наказ: «Не щадя жизни бить проклятых гитлеровских извергов». Его тут же
направили на главный участок фронта – на Курскую дугу. Немцы хотели окружить большую группу наших армий, сосредоточенных на
образовавшемся в районе Курска выступе, – они жаждали реванша за
поражение под Сталинградом. Советское командование,закрепившись у
Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. К июлю
заметного преимущества в силах тут не было ни у одной из сторон. Ставка
решила перейти к обороне и, измотав противника, продолжить наступление.
Вот на этом оборонительном этапе свою роль и сыграл бронепоезд
отдельного 60-го дивизиона бронепоездов: бронепоезд №737 и «Московский
метрополитен», укомплектованный в основном работниками московского
метро, ушедшими на фронт (их было 58 в составе экипажа). Бронепоезд
должен был прикрывать участок железной дороги «Сажное» –«Гостищево» –
«Беломестное». Фактически 20-километровый участок обороны. Как следует
из экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление» других
регулярных частей Красной армии в этом районе не было. 5 июля немецко-фашистские войска перешли в наступление. Три дня на своем
участке «Московский метрополитен»сдерживал врага, уничтожил четыре
самолета, шесть тяжелых танков и самоходных установок немецких войск,
подавил огонь десяти минометных батарей.Немецко-фашистские войска так и
не смогли перерезать железнодорожную линию в этом районе. Успешно
начатое наступление захлебывалось. Немецкое командование уже понимало,
что именно бронепоезда ставят под угрозу всю наступательную операцию.
И тут у «Московского метрополитена»подошли к концу боеприпасы. Командир,
капитан Есин, решил отойти к станции«Беленихино», к составу
обеспечения, но немцы начали жесточайшую бомбардировку железнодорожной
линии. Массированный артобстрел, ковровая бомбардировка с воздуха вывели
из строя значительную часть пути. Добраться до «Беленихино» невозможно.
Более того, «Московский метрополитен» был лишен возможности маневра и
не мог больше уходить из-под ударов противника. Вся надежда оставалась
на мощь брони. Использовав последние боеприпасы,экипаж уничтожил бронепоезд и отошел в
тыл. Однако силы в этом поединке потеряли и немцы: они так и не смогли
продвинуться далеко в тыл на этом участке.
К середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический
резерв из-под Воронежа, и 15 июля 1943 года Красная армия перешла в
наступление. 5 августа она освободила Курск и Белгород.Победа на Курской
дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Много позже, в шестидесятые годы, вместе последнего боя, который вел
«Московский метрополитен», электрифицировали железнодорожную линию
«Белгород – Курск». Около переезда в южном створе станции«Сажное» надо
было спилить вековой дуб, который мешал строительству. Сделать это так и
не удалось: самая мощная техника оказалась бессильной. Ствол дерева был
буквально нашпигован осколками вражеских снарядов, обрушенных когда-то
на наш бронепоезд. Так он и стоит – свидетель, участник, памятник того
тяжкого боя...
В память о боях, которые вел бронепоезд«Московский метрополитен» 8 мая 2003 года был запущен именной поезд «Курская дуга» Одновременно с запуском поезда в дар метрополитену была передана
обнаруженная в Белгородской области картина «Последний бой
бронепоезда„Московский метрополитен"».
Поезд состоит из 7 вагонов 81-717.5М и 81-714.5М, их
номера:2695-1529-1530-1531-1532-1533-2696. Единственное внешнее отличие —
на головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички и
надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами. Внутри в вагонах
расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен».
Собственного расписания «Курская дуга» не имеет, поэтому может работать в
любое время наравне с обычными поездами.